Экзамен состоит из пяти частей: аудирование, чтение, использование английского языка, письмо и говорение. Оценивается четырьмя оценками: A (блестяще), B (очень хорошо), C (достаточно хорошо) и D (вполне удовлетворительно). Большинство заданий на множественный выбор, подстановку и интерпретацию. То есть, например, в заданиях на чтение одном тексте следует выбрать правильный ответ на вопрос, во втором – найти к каким частям текста относятся те или иные утверждения, а в третьем – вставить пропущенные части текста. Задания на умение пользоваться английским языком (English in Use) составляют шесть разделов – и правильно употребить грамматическую конструкцию, раскрыв скобки, и выбрать правильный вариант ответа, и исправить ошибки, убрав лишнее слово, и трансформировать предложение, употребив различные грамматические и лексические конструкции. Это достаточно объективная проверка знаний лексики и грамматики. В разделе «Письмо» каждый кандидат получает два задания – это может быть и формальное и неформальное письмо, составление рекламного буклета, отчет, журнальная статья, рецензия. То есть опять же настоящая проверка и знаний, и умения выражать свои мысли, и организовывать высказывание. На устную беседу отводится 15 минут, кандидаты работают в паре, и самое главное – не блеснуть своими познаниями, а суметь организовать диалог, проявить коммуникативные навыки.
Правильно ли это, что экзамен длится 3 часа, а поговорить дают всего 7,5 минут каждому? Как показывает практика — правильно. Молодые люди, которые пожили за границей с родителями, или занимались в своей стране с носителем языка, могут очень мило болтать, свободно и уверенно, но, стоит «копнуть поглубже», как обнаруживаются не просто пробелы, а настоящие провалы в знаниях, а писать, как правило, такие студенты вообще не умеют. И наоборот, если у студента прочные знания в области грамматики и лексики, и умения в области чтения и письма, но по какой-то причине он(а) не умеет блеснуть в разговоре, то преодолеть этот недостаток можно за несколько занятий.
Чем хороша подготовка к экзамену САЕ, кроме престижного сертификата? Программа является еще и обучающей. Рассчитана программа примерно на год (при двух занятиях в неделю), приступать к ней следует, если Ваш уровень High-Intermediate или Upper-Intermediate. Учебники большие по объему и чрезвычайно насыщенные по материалу. Во время занятий, слушатели часто забывают, что готовятся к экзамену, потому что материал и виды работы очень интересные. Материал имеет значение! В обычных британских учебниках по общему английскому делается ставка на «среднего» ученика, так по крайней мере утверждают создатели этих учебников. Но российская методика всегда строилась на том, чтобы этого самого среднего ученика «поднять», а не подстраиваться под него. Текстовый материал британских учебников бедный, иногда даже примитивный. Даже студенты иногда вздыхают: «Ну сколько можно об одном и том же?» На разных уровнях вновь и вновь истории о том, кто как с кем познакомился, снова телепрограммы и всякие «свидания вслепую» и знакомство в интернете, рассказы о людях необычных профессий, очень много о еде и здоровом образе жизни, об имидже и мечтах. Очень мало информации о реальном мире и совсем нет материала, способного заставить думать. Среди учебников по подготовке к САЕ большинство педагогов выделяют серию GOLD издательства Longman. Текстовый материал (а к нему относится и материал для аудирования) включает в себя и отрывки из художественной литературы, и научно-популярные статьи, а тематика включает в себя и рассказы о местах, людях и животных, о достижениях науки и проблемах молодежи, о психологии и искусстве, и о многом другом.
Даже если не сдавать экзамен, можно просто поднять свой уровень, но, конечно же, лучше сдать экзамен. Как говорят англичане: «Немного мотивации позволит далеко пойти.» Стоимость.