Готовимся к ЕГЭ – грамматика и лексика
Лексико-грамматические задания необходимы не только для соответствующего аспекта экзамена, но также для говорения и письма. К сожалению, в 11-м классе приходится не столько учить, сколько натаскивать, поэтому нужна систематизация материала в сжатой форме. Предлагаемые таблицы должны быть всегда под рукой. Иногда прямо-таки для нахождения сигнального слова, модели или выбора нужного суффикса путем поочередной подстановки. Не очень креативно, но зато работает!
ЕГЭ: готовимся к письму и говорению
Как показывает практика, самое трудное почти для всех старшеклассников – это «сходу» отвечать на вопросы интервью и находить нужные доводы для эссе. Следует объяснить, что такое логическая ошибка, и почему необходимо, чтобы, например, проблема и ее решение находили отражение и в заключении, или почему в нем нельзя давать никаких новых идей. В говорении тоже важно соблюдать логику ответов, не оставлять вопросы без четких ответов, использовать логичные связки и, главное, отвечать максимально просто с точки зрения грамматики, но с использованием соответствующей лексики. В этом помогут тематические карточки, которые надо писать заранее и использовать как «подсобный» материал.
Tips for the oral & writing parts
IELTS: устная часть
Имея многолетний опыт успешной подготовки к IELTS, смело утверждаю, что готовиться к устной части надо письменно. Необходимы заготовки, которые в «старое доброе время» назывались топиками. Они являются базой, которая всплывает в памяти на экзамене, позволяя быстро сориентироваться и ответить на любой вопрос.
Предлагаемый материал содержит:
а) формат устной части (устные вопросы экзаменатора и то, как выглядит карточка, предлагаемая на экзамене)
б) предполагаемый ответ на все вопросы устной части, которой можно использовать и как тренировочный, т.к. в нем надо употребить правильную форму слов в скобках и вставить слова из коробочки в) тренировочные карточки.
Последние не в формате (ради экономии места), но понятные: 1 — warm up вопросы экзаменатора, 2 — карточка + заключительные вопросы, которые обычно задаются, 3 – discourse вопросы на рассуждение. Такие карточки нужно составлять и писать по всем традиционным темам, плюс сайты центров по подготовке к IELTS, например, Direct Academia, регулярно размещают темы и вопросы.
IELTS: готовимся к письменной части
Поскольку к тестовой части придраться невозможно, экзаменаторы IELTS строги до жестокости при проверке письменной части. Например, за ошибку считается неправильное написание десятичной дроби (в русском языке – 2,5, в английском – 2.5). Что из этого следует? – Надо понять и принять все их требования и научиться писать в строгом соответствии с ними.
Я успешно готовлю к IELTS более 20 лет, прошла курс IELTS Expert и крэш курс для экспертов по требованиям к письменной и устной частям. Над разработкой по письму работала несколько месяцев и потом вносила изменения и улучшения. Разработка содержит следующее:
1) общие требования к описанию графиков
2) таблица для описания «направлений» графика (увеличение, снижение, колебание, застой и пр.)
3) формат описания всех видов графиков (в таблицах)
4) общие требования к написанию эссе
5) структура эссе
6) формат всех типов эссе (в таблицах)
7) таблицы с типовыми доводами «за» и «против», которые можно использовать в разных эссе
8) список заданий/вопросов по наиболее часто встречающимся темам.
Ознакомьтесь с выдержками из разделов, и я думаю, поймете, сколько усилий было приложено для ее создания. Некоторые коллеги уже пользуются ею и подтверждают, что ни на одном специализированном сайте, ни в одном методическом пособии ничего похожего нет! Разработка стоит 4000 руб. Если захотите, можете приобрести полную версию.
Литературный анализ и интерпретация текста на уровне В2
Чтение, как вид языковой и речевой деятельности, является самым комфортным видом работы для большинства слушателей. Все задания являются выполнимыми, так как имеют зрительную опору и вытекают из текста. Даже когда требуется «додумать» ответ, материал для него присутствует в тексте.
Ознакомьтесь с заданиями для работы с художественным текстом на уровне В2, которые можно немного видоизменить/сократить и также использовать на уровне В1+. Помимо стандартных упражнений, постоянно возвращающих учеников к тексту, на более высоком уровне предлагается творческая интерпретация. Кроме того, включаются задания на отработку лексико-грамматических тем раздела, в котором текст появляется.
Разумеется, для таких видов работы текст должен быть достаточно современным, т.е. написанным в 21-м веке или 2-й половине 20-го.
Пошаговая отработка темы «Weather» в English Basic — уровень начальный A1
Задача раздела – введение и первичная отработка темы «Погода». Отработка подразумевает выведение материала в речь на первом же занятии. В британских учебниках для начинающих взрослых тема вводится так: несколько картинок, несколько слов и выражений, которые надо сопоставить с картинкой или объяснением, потом аудирование и сразу же предложение сказать, какую погоду ученики любят или не любят и почему. Материала для полноценного высказывания, а тем более, ведения диалога, нет.
С одной стороны, проходить эту тему на более высоком уровне неинтересно, с другой стороны, о погоде люди говорят довольно много: это и стандартный ice breaker, и составляющая тем ‘Holidays’ и ‘Travel’. Значит, надо убедить учеников, что тема нужная (психологическая установка), и сделать освоение материала реальным, а не номинальным – когда задание «Расскажите…» сформулировано, а учебного материала нет или недостаточно.
Представляю материал для занятия (1 час индивидуально или в паре и 1,5 часа в мини-группе) по теме ‘Weather’. Работа строится по принципу постепенного «набирания оборотов»: от самых простых конструкций до развернутого высказывания. Задания на основе моделей и разнообразных элементов для подстановки дают возможность сказать то, что часто произносится в ситуациях реального общения, и даже выразить свое мнение.
Не надо бояться пауз в уроке! Пусть прежде, чем что-то сказать, ученики напишут полностью или схематично то, что хотят выразить, а вы подойдете к каждому и проверите. На начальном этапе это необходимо. По мере продвижения вперед неподготовленных высказываний становится больше.
Дискуссия: Local council decides on the budget.
Посмотрите пример подготовки к проведению дискуссии на середине уровня А2. Тема «Город»
уже отрабатывалась в нескольких юнитах Стартера, А1 и начала А2: учреждения, зеленые зоны,
местонахождение, свободное время, спорт и культурный досуг, в том числе для проведения его в
кругу друзей и семьи. Суть подготовки состоит в том, что учащиеся получают текстовый материал,
который поможет им составить собственные высказывания на тему того, что необходимо
построить в городе и почему. Также предлагаются речевые модели для ведения дискуссии:
вопрос, ответ, предложение, реакция.
Discussion: Local council decides on the budget
Работа с фразовыми глаголами и не только (В1-В2)
Один из способов облегчить ученикам запоминание фразовых глаголов — это сделать это «незаметным», чтобы они употребляли их правильно, но не задумываясь над каждым. Для этого предлагаю комбинированные упражнения.
Первое задание: для каждой группы (1-18) выбрать один предлог. Ученики просматривают предложения одной группы, и какой-то предлог, часто встречающийся, будет им знаком, например, в ‘bring up’ или ‘try on’, а значит, этот предлог подходит для всех глаголов, и они вписывают его там, где точки.
Второе задание: употребить глаголы в скобках в правильной форме. Ученики должны распознать и времена, и неличные глагольные формы (инфинитив, герундий причастие), и страдательный залог, и условное наклонение. В группе такие задания можно выполнять в парах, дав ученикам возможность обсудить каждую «скобку». Это задание довольно сложное, и, делая его, ученики несколько раз видят и произносят фразовые глаголы и запоминают их без специальных усилий, т.к. основное внимание сосредоточено на видо-временных формах глагола.
Teaching the Present Perfect
Думаю, не ошибусь, если скажу, что время Present Perfect самое трудное для понимания. Действительно, как объяснить разницу между “He has just left” и “He left 5 minutes ago”, если и то, и другое действие произошло только что? Видимо, лучше «не скрывать правду», а прямо сказать ученикам, что англоговорящие различают действие, которое совершилось в прошлом и время указано или понятно из контекста, и действие, которое совершилось, но относится к настоящему, потому что важен результат или период времени, в котором действие произошло, еще не завершился. На первом занятии не стоит сопоставлять употребление Present Perfect и Past Simple, а просто объяснить, что есть настоящее совершенное время, показывающее, что действие совершилось или не совершилось к настоящему моменту. Многие учителя представляют ‘have done’ как «иметь что-то сделанным». Это неверно с грамматической точки зрения, но ученики поймут это, только если доберутся до каузативной формы страдательного залога (Causative). Хочу поделиться своим опытом работы с Present Perfect.
Продолжаем делиться с вами полезными методическими материалами. Сегодня предлагаем вашему вниманию рекомендации по работе с аудированием.
Уважаемые коллеги и ученики!
Предлагаем сводную таблицу всех времен английского глагола с примерами.
Уважаемые коллеги!
Предлагаю первый блок материалов для введения и первичного закрепления времени Present Continuous. В данном блоке материалы для объяснения правил, упражнения, материалы для чтения, письма и творческие задания.
TEACHING THE PRESENT CONTINUOUS TENSE
Работа с идиомами на уровне А2
Ознакомьтесь с вариантом работы над идиомами, включенной в раздел «Чтение» учебника English Basic. Идиом, основанных на названиях частей тела больше, чем каких-либо других, и они высоко частотны. Ученики видят пример использования идиом для создания в первую очередь комического эффекта, хотя в конце своей импровизированный речи герой высказывает глубокую мысль, а именно, что разные носы «могут вызывать войны». Все понимают посыл, тем более, что раздел «Чтение» завершает весьма актуальный Unit – DIVERITY & INCLUSION. Творческое задание – составить свою речь о любой части тела, выполняется всеми слушателями с удовольствием.
Верните чтение!
Известно, что «все новое это хорошо забытое старое». В отношении чтения, как важного вида работы, это истина, не вызывающая сомнений. Чтение – интересный, проверенный временем и продуктивный аспект изучения иностранного языка. Во-первых, чтение текста, вслух или про себя, – весьма комфортное задание: пока ученики читают, им как будто не приходится ничего делать. Между тем, если текст интересный, все равно что-то запоминается. Во-вторых, чтение отдельных кусков текста за диктором или за учителем – полезное фонетическое упражнение, особенно, если перед этим сделать разметку: отметить паузы (II) и восходящую(↑)/нисходящую (↓) интонации. В своем учебнике English Basic я обработала для чтения отрывки из художественных произведений современных англоязычных авторов. И, что очень важно, все отрывки содержат диалоги, т.е. приближены к реальным ситуациям общения. В-третьих, чтение – мощная мотивация, потому что слушатели испытывают радость и гордость от того, что понимают аутентичные тексты.
Как сделать работу над текстом наиболее продуктивной? Правило одно – задания должны возвращать учеников к тексту как можно больше. Основные виды заданий такие:
— объяснить слова путем соединения слов и определений
— соединить половинки предложений
— поставить предложения по порядку
— вставить слова и выражения в предложения
— найти в тексте слова и выражения, обозначающие что-то
— сказать, какие из данных утверждений являются фактами и какие следуют из контекста
— сказать, являются ли утверждения правильными, неправильными, или в тексте нет информации
— ответить на вопросы в деталях
— охарактеризовать героев, их поступки или ситуацию
— составить краткий пересказ (6 предложений в настоящем времени)
— пересказать текст или рассказать о ситуации от лица разных героев
— творческие задания (написать письмо другу, составить диалог, придумать продолжение и пр.).
Понятно, что к одному тексту нужны не все задания. Ниже приведен отрывок для чтения для уровня А2 из учебника English Basic и задания к нему.