«Я хочу временно прекратить занятия» — фраза, которую хоть раз слышал любой преподаватель и хоть раз произносил почти каждый человек. Конечно, бывают серьезные причины – финансовые проблемы, переезд в другой район, повышение по службе и, как следствие, большой объем работы, но чаще всего причины как таковой нет.
Люди начинают изучать иностранный язык с разными целями и с разного уровня. И для каждого уровня существует свой «кризисный» период.
Начнем с уровня Starter. Первый кризис происходит сразу, на первых месяцах обучения, когда ученик кажется себе глупым, не видит прогресса, работы, возвращенные учителем, пестрят красным. И если в этот момент в жизни возникают сложности, то многие бросают, даже не дав себе шанса. А те, кто не сдался, буквально через месяц с удивлением замечают: «Процесс пошел». Информация в голове уложилась, учащиеся могут говорить простыми фразами без ошибок или с их минимальным количеством, уже могут выразить мнение, отношение к чему-то и начинают лучше понимать речь на слух. Казалось бы, все прекрасно. Уровень Elementary по сути отрабатывает тот же грамматический материал, с небольшим углублением и хорошо развивает словарь. И у слушателей появляется ощущение легкости и удовольствие от процесса. Ситуация резко меняется на уровне Pre-Intermediate. На смену коротким информативным текстам приходят большие тексты, изобилующие новыми словами. Откуда ни возьмись, появляются новые времена, сложные конструкции. Учащиеся начинают обогащать свой словарный запас синонимами и узнают, что одно и то же можно сказать разными конструкциями. И тут начинается второй кризис.
Чем же он обусловлен?
Ответ прост: во-первых, учащиеся уже привыкли к тому, что можно выразить свою мысль просто, а теперь их просят давать развернутые ответы, аргументировать свою точку зрения, использовать больше синонимов и «I like it because it’s interesting» больше не прокатит. И появляется раздражение: жизнь и так сложная, зачем же усложнять? «Меня ведь поймут?» — самая частая фраза от учащихся на этом уровне. Люди тратят все меньше времени на выполнение заданий, начинают просить задавать больше по рабочей тетради и поменьше творческих работ, в которых нужно применять новые знания. Кроме того, на этом уровне учащимся кажется, что они умеют достаточно и за границей не пропадут. Ведь они понимают основной смысл текста и неплохо слышат и учителя понимают. Им кажется, что этого достаточно. И только попав в реальную среду общения на иностранном языке, они понимают, что поторопились. Поэтому возвращение к изучению английского языка примерно с середины Pre-Intermediate – явление нередкое.
Кстати, еще одной причиной прекращения занятий является осеннее-весенний синдром. Холодный ноябрь или слякотный промозглый март портят настроение, и мысль, что надо куда-то ехать после работы или в свой законный выходной, просто невыносима. Это более свойственно женщинам, но и у мужчин сезонные перепады настроения нередки.
Те, кто пришел или вернулся на уровень Pre-Intermediate, чаще всего спокойно добираются до конца Intermediate, и тут делятся на два лагеря. Первые подсаживаются на английский, получают удовольствие от того, что могут смотреть фильмы без субтитров, общаться с носителями и указывать свой уровень владения языком в резюме, появляются различные возможности – сдача экзамена на сертификат, работа за границей и так далее. Вторые пресыщаются и прощаются с английским, как правило, навсегда. Полученных знаний с избытком хватит в поездке и на работе.
Как бы то ни было, обучение иностранному языку, помимо удовольствия, всегда труд и труд немалый. И если вы потратили год на освоение уровней Starter и Elementary, не спешите бросать, потерпите немного. Поверьте, результат того стоит!
Интересная статейка. Еще забыли написать, что бывает скучно, препод не нравится, ездить не удобно бывает, дела разные. А так все по делу. Напишите еще, как этот кризис преодолеть, где мотивацию взять язык доучить.
Александр, спасибо за комментарий и за идею. Статью про мотивацию напишем в ближайшее время.
Прочла статью с интересом. У меня сыну 12 лет, занимается у репетитора 2 года, есть хорошие результаты, но в последнее время стал плохо делать домашние задания, заниматься хуже. Спросила его — говорит, что все нравится, все интересно, но заниматься стал хуже, не могу понять причину и не знаю, в чем дело. Бросать вроде не хочет, но когда тяп ляп, толку мало. Не хотелось бы, чтобы бросал обучение.
Яна, на самом деле у детей к концу года просто накапливается усталость, и это вполне может быть не связано с преподавателем или с предметом. В любом случае, даже просто посещение урока приносит свои плоды. Конечно, бросать не стоит. Вы можете предложить преподавателю позаниматься без домашних заданий до конца года.
А в целом, в таком возрасте подросткам лучше заниматься в группе, желательно даже в мини-группе, 2-4 человека, чтобы на занятиях преподаватель мог давать более интересные задания. Удачи вам и вашему сыну!
Вот в тему! Реально бросала именно так! Начала, походила, стало трудно — бросила. Муж пропозорил — вернулась, дело пошло. Дошла до Pre и прямо вообще никак: слов куча, времена не понимала, прямо хоть плачь. И уже вроде реально говоришь чего-то, понимают тебя, и даже что-то можно посмотреть и послушать. Поменяла репититора — та же фигня. Бросила( Почитала — думаю, может еще раз попробовать….