Этот вопрос всегда задают себе преподаватели, чтобы определить перспективность и надежность, если можно так сказать, ученика. Не стоит обвинять учителей в цинизме, потому что, во-первых, только тот, кто преподавал, знает, какой это огромный вклад, а, во-вторых, любой учитель знает, как немного на самом деле зависит от него.
Конечно, учитель должен делать занятия интересными и поощрять учеников. Но разве могут все уроки быть увлекательными и все оценки хорошими? Занятия по любой теме идут сериями: в начале дается интересная презентация материала, чтобы «втянуть» учеников, и в конце дается творческое задание или ролевая игра, чтобы сделать результат ощутимым. Но «серединка» процесса это по сути отработка и обильное повторение того, что надо усвоить. Так что мотивация «интересом» — всего лишь момент обучения. Что касается поощрения, то это непростой вопрос. Если все время говорить ученику «молодец», то эффект в любом случае будет обратным. Ученик либо перестанет воспринимать свои достижения и неудачи критически и будет болезненно реагировать на простое исправление ошибок в домашней работе, либо начнет сомневаться в себе и в учителе. Если тебе сегодня говорят «хорошо», то это все равно оценка, а значит, завтра могут сказать «плохо».
Собственная мотивация самая надежная и продуктивная, и она бывает разной. Самая сильная «короткая» мотивация – когда надо сдать так называемый «уровневый» экзамен, будь то ОГЭ или ЕГЭ, или IELTS или CAE. Есть цель и слушатели занимаются всерьез, а после окончания курса, как правило, уходят. Удивительно, но самая неопределенная мотивация – «для себя» — может оказаться самой «долгоиграющей». В нашей практике такие слушатели составляют большинство, они занимаются годами, последовательно проходя уровни от начального до продвинутого. За годы занятий формируются очень хорошие теплые отношения, обсуждаются самые разные темы – от общекультурных до личных, и, конечно же, английский язык осваивается на самом или, по крайней мере, достаточно высоком уровне.
Что же движет теми, кто изучает английский язык без конкретной цели и срока, что их мотивирует? В такой ситуации, разумеется, очень важна личность преподавателя. Личность проявляется в том, как проходит занятие, какие предлагаются материалы, и в том, насколько сам учитель любит то, что делает, и верит в ученика. Собственно методика не так важна на занятиях с частным учеником или мини-группой, не скованной необходимостью сдать экзамен. Гораздо важнее психологический компонент – учитель должен создать обстановку, благоприятствующую тому, чтобы ученик «раскрылся». Но и учитель и ученик должны знать, что благоприятная обстановка вовсе не означает, что учитель идет на поводу у ученика и предлагает только те задания, которые ему по душе или легче даются. Преодоление трудностей – тоже мотивация. И уж, конечно, ни к чему бесконечная снисходительность, которой грешат многие учителя, желая оставаться милыми и «любимыми». Как показывает практика, даже словосочетание «любимый учитель» связывается в памяти со строгим педагогом, потому что, если учитель ничего не требует, то он вас и не уважает.
Об огромной мотивирующей роли учебного материала хочется сказать особо, потому что в нашей работе это, наверное, самое главное. Учебник, видео или аудиозапись – это в любом случае текст, это то, что, как и о чем говорят люди. И этот текст должен «поднимать» слушателя — быть важным, необычным, интересным, спорным, каким угодно, лишь бы не примитивным. Приведу простой пример. Изучается Present Continuous — (длительное) время для описания того, что происходит сейчас. На глянцевых страницах британских учебниках вы увидите людей, валяющихся на пляже, играющих в футбол, сидящих перед экраном с коробкой попкорна в руках, изредка работающих на компьютере или поющих караоке. Дело не только в том, что это примитивно, но и в том, что за исключением глагола «работать» все остальное почти никогда не понадобится для описания событий, намерений и чувств. Мы в качестве визуальной поддержки находим интересные фотографии, репродукции картин мастеров, куски фильмов и, конечно же, литературные отрывки. Психологический и культурный компоненты включаем практически с первых же занятий. Для самых простых описаний людей британские учебники предлагает поп-звезд, а ведь есть люди, важные для истории и человечества. А на более высоком уровне материал для обсуждения – это едва ли не главная мотивация. Для чего нужен язык? Чтобы читать, понимать, разговаривать, описывать, обсуждать, а не обмениваться восклицаниями типа «Это здорово!»
Так что, по нашему глубокому убеждению, когда нет конкретной цели, а заниматься языком хочется, главной движущей силой будет желание узнать что-то новое, что-то в себе открыть или развить, стать на шаг выше или глубже (как вам больше нравится), а реальной мотивацией станет желание уметь продемонстрировать свой интеллект и умение говорить так, чтобы всем хотелось с тобой общаться.
Home » Разбор ошибок » КАКОВА МОТИВАЦИЯ?