Для тренировки этого традиционного задания, присутствующего почти во всех международных экзаменах, я выделила 8 основных типов трансформации. Отрабатывать их надо по одному (на начальном этапе), чтобы ученики видели много раз, как, например, превосходная степень прилагательного «превращается» в сравнительную, или какие изменения надо сделать, чтобы утвердительное предложение стало отрицательным, а смысл при этом не изменился.
Очень важно соблюдать следующие правила:
- Ни одно слово не должно «пропасть» при написании второго предложения: если, например, в первом предложении есть мелкие «добавки» (about, just, recently и пр.), то во втором предложении их надо сохранить.
- Время не меняется, кроме случаев замены past simple на present perfect (или наоборот) и direct speech на indirect speech.
- При трансформации, основанной на условном наклонении и модальных глаголах, обязательно проговаривать, относится ли действие к настоящему или к прошедшему.
- Обращать внимание на необходимость замены слова, чаще всего прилагательного, на его антоним. Например, в исходном предложении дано “… wasn’t cheap, so …” и слово ‘so’. В переписанном предложении должно получиться: “… was so expensive that …“.
- Обращать внимание на словообразование. Например, в исходном предложении дано: “We had been developing/developed this product line for a long time because …” и слово ‘took’. В переписанном предложении, которое начинается со слова ‘the’, должно получится: “The development of this product line took such a long time …’.
- При непосредственной подготовке к экзамену следить за тем, чтобы во втором предложении было правильное количество вставленных слов, их может быть от 5-ти до 8-ми в разных видах экзаменов. В тренировочных упражнениях можно этого не делать (на начальном этапе).
Самыми сложными (в моей практике подготовки к FCE и САЕ) были задания на трансформацию, основанную на неличных формах глагола и модальных глаголах, а самыми легкими – на использование страдательного залога (кроме кузатива) и условного наклонения. В таблице приведены типовые варианты, разумеется, примеры можно и нужно продолжать. Ну а самым трудным для всех учеников является «переделка» с использованием фразовых глаголов. идиом и устойчивых словосочетаний. Но в этом никакая таблица и никакая логика не поможет – надо просто знать.
То, что я предлагаю здесь, образец заданий на трансформацию, и на каждый несколько примеров. Похожих предложений на «переделку» должно быть много, их можно создавать или находить в разных пособиях. Ну и на всякий случай, на стр.3-4 разработки даны ключи.